С давних времен человек отличается тем, что стремится сохранять какие-то вещи: природные или сделанные его руками, так зарождается материальная культура... Вещи эти несут память, сакральное или семиотическое значение и в сути своей именно они ярче всего повествуют о своем времени через эмоциональный фон. Музей становится не кладбищем вещей, но храмом памяти. Зачастую именно это заставляет людей относить в музей дорогие им предметы, нечто напоминающее о близких - есть в этом некая религиозность..
Музей не кладбище, но храм
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22007-05-31 20:25:04
Рассмотреть музей, как храм предков? Или наоборот?
В сущности, вероятно, так оно и есть - но большинство людей, увы, не обращает на это внимания.
Впрочем, для того чтобы музей оставлял такое впечатление, нужен не только понимающий зритель (посетитель? какой бы слово получше подобрать), но и умный хранитель/музейщик/жрец. Такой музей должен быть не столько познавателен, сколько впечатляющ. Не столько рассказывать об истории, сколько позволять человеку стать её частью.
Поделиться32007-05-31 20:48:52
Вы имеете в виду аттрактивность музейного предмета и грамотно составленную концепцию экспозиции?
Соловьев много писал об этом... а в советское время даже бытовала идея строить близ кладбищ..космопорты! Считалось, что скоро наука сумеет воскресить людей и покойников отправять заселять далекие планеты... (удивительная реминисценция с Судным днем..) Музеи же были призваны сохранить иллюстрации к истории
Поделиться42007-05-31 21:03:33
Astianax, я не музейщик, и не могу судить, какими способами достигается эффект. В плане музея я в чистом виде получатель, потребитель.
Приведу немного странный пример - в чем-то обратный приведенному Вами примеру про космопорты (где Вы, кстати, об этом читали, очень интересно).
Известно, что фашисты хотели сделать из Праги музей покоренной Европы - и прежде всего евреев.
Слава Богу, им это не удалось, но сейчас по сути еврейский квартал и представляет собой один большой музей. В нем почти нету экспонатов - только здания синагог и домов, таких, какими они был столетия тому назад. Нет экскурсоводов. Даже смотрителей и то не видно (да и кому придет в глову, скажем, мусорить рядом с могилой Лева бен Бецалеля).
Но все это вместе создает ощущение причастности, и все поневоле принижают голос. Даже вездесущие и всепроникающие японские туристы ведут там себя как-то особенно аккуратно.
Не знаю, как был достигунт такой эффект. Может дело просто в месте.
Поделиться52007-05-31 21:15:21
Вероятно все же место..та самая пресловутая аттрактивность.
Хотя стоит заметить, что в Праге один из лучших музеев истории оккупации - там отменно сочетается использование аудиовизуальных средств, там транслируют песни и объявления военного времени - это все тоже создает крайне сильное впечатление. То, что затронули вы уже вопрос сохранения нематериального наследия человечества (к нему, кстати, относятся и религиозные воззрения)
Защите нематериального наследия была посвящена Сеульская конференция ИКОМ(Международный совет музеев) в 2004, там обсуждали вопрос перемещения предмета из жизненного пространства в символическое, музейное..фактически создание культового, сакрального предмета..и n-мерность метафорической информации, которую он несет в себе..
О кладбищах-космопортах проскальзывало у кого-то из совсем яростных утопистов, уточню автора-скажу.