Форум кафедры Музееведения и Экскурсоведения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум кафедры Музееведения и Экскурсоведения » Культурологический слой » Инструментарий музейных ИТ. Open-source альтернатива


Инструментарий музейных ИТ. Open-source альтернатива

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Музей, как известно, организация некоммерческая. И на покупку лицензионного ПО денег порой не хватает (особенно в небольших и провинциальных музеях). Тем не менее, многие программы вполне можно было бы заменить аналогами с открытым кодом. Функциональность таких программ, конечно, значительно уступает "монстрам" от, например, Adobe. Это и понятно: бесплатные программы изначально создавались для применения дома, в небольших фирмах или некоммерческих организациях. О промышленном масштабе речи не шло. Все равно, возможностей "открытого" ПО вполне хватит для повседневных нужд музея или для подготовки небольшого музейного проекта.

Список программ и их краткую аннотацию, а также ссылки на уроки можно посмотреть здесь: http://www.linuxcenter.ru/OSSCD/OSSCD/graphics.html

Там же даны ссылки на ПО. Скачать образ диска целиком можно по этой ссылке http://ftp.linuxcenter.ru/iso/OpenSoftwareSpring2007/

0

2

На настоящий момент вся беда с open sourse для работы с графикой это совместимость с промышленными стандартами от того же Adobe. Так что пока массовый переход на них для музеев  не очень актуален,поскольку изображения делаются не только для абстрактного хранения, а для вполне конкретного использования в том числе и для издания каталогов.
Однако Open Office уже может вполне корректно заменять продукты от Микрософт, причем и на Win платформах. Опять же есть сложности с настройкой дистрибутивов Linux  и их совместимостью между собой. Как правило большинству пользователей будет требоваться переобучение,что в свою очередь сравнимо по стоимости с лицензией. Как факт где-то в сети музея окажутся машины под Виндовс. Ну и админу достанется ни с чем не сравнимая головная боль по обеспечению работоспособности гетерогенной сети. В итоге расходы будут сравнимы с лицензионным софтом.
Так что ждем-с когда будет полная совместимость и тогда....
Прощайте коммерческие программы и набившие оскомину "форточки". Бакунианские ценности восторжествуют.
А пока будем медленно переходить на отдельные open sourse программы по мере роста их функциональности. Я так думаю.
На самом деле тема интересная и если вы найдете альтернативы и полезности в open sourse, то нелишне бы было их проанонсировать здесь для желающих.

0

3

К сожалению, выяснилось, что GIMP абсолютно не пригоден для профессиональной предпечатной подготовки. Он поддерживает лишь 8 бит на канал, и цветовые модели RGB и Grayscale. CMYK поддерживается лишь частично, да и то - с внешним плагином. Так что для работы с растровой графикой придется пока пользоваться проприетарным "Фотошопом".

0

4

http://www.computerra.ru/online/files/259519/ Статья из "Копьютерры", посвященная бесплатному векторному редактору Inkscape.

0

5

Lalexy КТ вообще довольно подробно освещает продвижение Web 2.0 в массы - на сайте много хороших статей. Но в контексте музейной деятельности пока действительно еще рано говорить о переходе с платформы Windows - свежи в памяти обсуждения вопросов создания единой БД музеев страны и причин невозможности создания таковой. Пока цена перехода слишком высока, а отдельным музеям просто нецелесообразно - раз коммуникация не налажена

0

6

Согласен с тем, что уходить от форточек в музеях ещё рано - для большинства это будет чрезмерным вызовом (лично для меня тоже). Тем не менее, - и несмотря на уважение к бакунианцам, без которых не было бы хоть какой-то компьютерной граммотности в России, - уверен, что для музеев неприемлимо использование пиратского софта. Поэтому, при нехватке средств, надо переходить хотя бы на свободные текстовые редакторы (пусть мне лично и не хватает в Открытом Офисе многих возможностей Офиса MS). Конечно, тем музеям, что используют программу учёта фондов "АИС-Музей", придётся прикупить и лицензию ;) на Микрософт Офис, без которого (да ещё и в полном объёме) помянутая система учёта не работает.

Поделитесь, пожалуйста, информацией по обсуждению не/возможности единой БД музеев в России. Для меня - актуально.

0

7

как и для меня)
У каждого музея своя БД: она разработана специально для него (это не всегда вопрос эргономики и учета особенностей организации) она обслуживается ее создателями и логичным образом этим самым создателям невыгодна возможность переноса данных(пакетного) с их БД на другую: они же так денег лишаются. По этому, чтобы создавать единую базу музеев России мешают два основных фактора - отсутствие собственно формы самой базы, которая подойдет и литературным, и краеведческим, и военно-историческим, и современного искусства.. И сложность переноса огромного массива данных: представьте себе сколько в Эрмитаже предметов.
Так и живем. В моем родном Военно-морском по сию пору жива БД "Корвет", более всего напоминающая "Лексикон" и отказывающаяся иногда даже просто дать посмотреть карточку, не то что по строчке перенести ее в Ворд и напечатать.

0

8

Ох не хотел я писать про единую базу, но видимо придется.
Вся беда в том что нет того что в советские времена называлось ГОСТ.
Сей ГОСТ должен включать себя единый стандарт файлов музейных баз данных и предполагать полную совместимость форматов данных либо напрямую, либо через универсальный формат обмена данными поддерживающим специальные поля и единую систему индексации. Необслуживаемые и несовместимые форматы индивидуальных разработчиков должны быть стандартизованы в принудительном порядке.Значения полей так же должны быть стандартизированы. Выработка единого ПЕРСПЕКТИВНОГО стандарта полей универсального формата и правил их заполнения предполагает немалую музееведческую работу в режиме открытого!!!! обсуждения в том числе и тщательно замалчиваемых вопросов. В противном случае все это безобразие смысла не имеет. Опять же разработчики практически всех баз могут без особых проблем написать конвертер в новый унифицированный формат и в дальнейшем вести разработку в привязке к нему. Блокирование такой разработки на уровне музея, а особенно крупных музеев соответствует наличию в базе кнопки "удалить без последствий" и служит поводом для визита компетентных органов.
Далее при наличии единого формата софт индивидуальных разработчиков на пользовательском уровне работает только с графами интересующими музей, распечатывает персонифицированные формы и т.д., но на выходе генерируется совместимый формат единой БД.
Реализовать технически этот алгоритм не большая проблема. Проблема в том что музеи уже потратили немалые средства на информатизацию, а придется тратить заново, возможно и менять подрядчиков. А кто денег даст? Вот и продолжают дальше тратить кто во что горазд усугубляя ситуацию.
Кстати помнится мне что даже Л.Я. Ноль писал на тему выработки единого стандарта БД, но дальше писаний дело похоже не пошло.
Ну а перенос даже эрмитажного массива данных большой технологической проблемой не является. Была бы добрая воля да финансирование не только Эрмитажа, но и других музеев в достаточном для решения задачи объеме.
Ну и насчет софта и бакунианцев.
Действительно лучше и надежней все ставить лицензионное... Главное спокойно после этого на душе. Но....
Вот вам свежее впечатление. Поставил я днями очередную лицензионную программу от ADOBE... Все бы хорошо, но работает она некорректно. Ошибки всякие выбрасывает(Encore 2). Поискал я причин не нашел. Написал письмо в сервис, а получил в ответ, что это у меня Форточки видать нелицензионные, хотя тут они не правы. Апдейты помогли мало. Плюнул на это безобразие поставил снова цельновзломанную и собрал проект без проблем, а с лицензией когда еще разберусь. Понятно что там какая-то технология защиты заедает, но какая? Вот и работаю. Есть лицензионная версия но работает криво и есть работающая бакунианская. Вроде  даже в этом раскладе и законно все,но осадок знаете ли остался. А исчезнет совсем "пиратка", так ведь пока софтверный гигант пошевелится снизойти до пользователя, то и программа устареет и задача которая ей решается решена другим способом будет.

0

9

Да, я слышал, что многие профессионалы в России имеют на полке диск с лицензией, но творят на ломанных программах. В этом, наверное, и уважение к разработчику, и презрение к маркетологу, заставившему разработчика испортить код маниакальной защитой. Но это хорошо, если есть деньги на лицензию.

Вопрос: При подготовке ИТ-специалистов музейного дела много внимания уделяется дизайну. Действительно, музею лучше иметь собственного спеца в этой области, мастера фотошопа и иллюстратора? Может, лучше доверить исполнение проекта приглашённым профи, сосредоточившись на идеях?

За сжатый обзор проблем (не столь, оказывается, технических) стандартизации - спасибо!

0

10

Ответ: не дизайну, а теории и практике обработки изображений. Основным принципам и минимальным моторным навыкам.
Спросите почему? По хорошему качественные изображения музейных предметов тоже должны являться единицами хранения (не только внутри музейной базы данных). Регулярная фотофиксация обьектов и их состояния, сканирование рукописей фотографий, иллюстраций, а иногда и музейных предметов как для издательских целей, так и для целей экспозиции изучения, экспертизы и т.д. порождают гигантские архивы изображений. Бумажные копии всегда надежнее дублировать в электронном виде на случай неожиданностей. Электронные копии тоже нужно хранить и каталогизировать. Если музейные базы данных научились работать с текстовой информацией довольно давно, то практически все современные музейные базы данных с изображениями толком работать не умеют. В лучшем случае превью в низком разрешении, а появляются еще аудиоархивы, видеоархивы и т.д. Такая работа по хорошему должна вестись музеем планомерно следовательно архивы будут неизбежно расти. Для того чтобы во всем этом не потеряться специалист должен хоть что-то понимать в технологиях сканирования, уметь правильно выбрать стратегию сохранения изображений (если нужно реставрации), оптимальный формат и разрешение в зависимости от задачи и многое другое. Опять же вэб сайт музея должен так же вестись регулярно. Вывесить пару страниц в сети это не значит полноценно представить музей. Нужны изображения, мультимедийные материалы и т.д.  Причем это должна быть постоянная работа. Т.е. есть ряд постоянных задач связанных с обработкой изображений кои должен решать музеевед, причем именно стратегически. Найти человека на черную работу и дать инструкции не так сложно. Но чтобы выработать правильную стратегию нужно четко понимать все теоретические принципы и пощупать процесс руками. От и до. То же и с разработкой вэб сервисов, музейных мультимедиа продуктов (как внешних так и внутренних) и т.д.  В ы просто не напишете грамотный сценарий мультимедиа проекта если  не будете владеть основами технологий и не сможете  прикинуть необходимые трудозатраты на производство тех или иных элементов. Очень часто хорошие идеи буксуют когда человек из музея (да и вообще заказчик) говорит: "Сделайте мне красиво!" и подразумевает например наличие трехмерной графики как в Голливуде, а имеет бюджет всего тысяч десять зеленых бумажек. В середине проекта выясняется что денег не хватает спонсор более не дает, люди уходят не доделав, а крайним остается музей. потратив дениьг и ничего не получив.
В итоге стратегической разработкой музейных проектов занимаются не музееведы и концептуально дело от этого очень страдает поскольку между заказчиком МУЗЕЕМ и исполнителем или командой исполнителей появляется посредник- переводчик с музейного языка на профессиональный отгребающий себе в карман две трети финансирования.. Нормально же этот процесс можно организовать только тогда когда музейный специалист способен осуществлять полноценное планирование и коммуникации со специалистами с учетом технологических требований,  в музее подобная работа ведется на регулярной основе, команде разработчиков предосталяются исчерпывающие и соответственно подготовленные материалы и план действий не предполагающий разночтений согласованный на всех уровнях музейного руководства. Соответственно специалисты за разумные сроки и цену сделают качественный продукт, а не  будут сидеть и плевать в потолок получая почасовку поскольку заказчик из музея в муках творчества решил что-то в последний момент переработать. или руководство увидев что проект сделан без согласования решило внести свои коррективы да за недостатком времени затянуло процесс.
Но опять же музейный ИТ специалист должен все пощупать руками в процессе обучения чтобы понимать с чем он может столкнуться. Многие вещи кажущиеся интуитивно понятными к сожалению таковыми не являются и самым распространенным заблуждением гуманитария является, то, что он считает возможным передать свои мысли и ожидания исполнителю "на пальцах" и наивно надеется что его поймут. На практике все оказывается не так.  Собственно говоря появление этой специализации было отчасти связано с тем, что количество коммуникационных ошибок превысило критическую массу и понадобились музееведы владеющие всм спектром ИТ технологий хотя бы на уровне постановки задач.

Ну а профессиональное презрение к маркетологам и менеджерам.....  Вот собственно и ответ на ваш вопрос. Неквалифицированный менеджмент  и безграмотный маркетинг ( или наоборот слишком грамотный)  способны угробить самое хорошее дело по той простой причине что менеджера не интересует технологическая сторона вопроса. Ему нужно чтобы все суетились и были деньги. Как только денги получены результат не важен. В случае же если вас все же интересует результат, то вы обязаны знать технологию и маркетинг и менеджмент и много чего еще досконально. В противном случае появится тот же полуграмотный менеджер и наживется на вашей неосведомленности.

0

11

Собственно говоря появление этой специализации было отчасти связано с тем, что количество коммуникационных ошибок превысило критическую массу и понадобились музееведы владеющие всм спектром ИТ технологий хотя бы на уровне постановки задач.

Мне остаётся лишь высказать пожелание: пусть для заочников эта специализация появится (хотя бы, максимум) на 4 курсе. Или не будет предложена вообще.

0

12

Zarge написал(а):

Собственно говоря появление этой специализации было отчасти связано с тем, что количество коммуникационных ошибок превысило критическую массу и понадобились музееведы владеющие всм спектром ИТ технологий хотя бы на уровне постановки задач.
Мне остаётся лишь высказать пожелание: пусть для заочников эта специализация появится (хотя бы, максимум) на 4 курсе. Или не будет предложена вообще.

Это очень правильное пожелание особенно для бюджетных заочников. Я рад что вы это поняли. На кафедре слава богу такое понимание тоже появляется, но если честно, твердого понимания того что нахрапом за одну сессию даже если заниматься с утра до ночи семь дней в неделю кроме базовых механических навыков ничего не освоить, там нет.  Ну а  совсем по хорошему специализация эта должна идти либо с первого курса либо быть целиком вторым высшим образованием. Заочнику же, да еще и не работающему по специальности  идти на эту специализацию можно только в том случае если есть желание и готовность усвоить  в десятки раз более чем предполагает официальная программа курса, причем по большей части самостоятельно или контактировать с преподавателем через форум. У вас по крайней мере есть возможность пользоваться интернетом, но мне попадались заочники у которых такой возможности не было и они записывались на специализацию чтобы научиться включать компьютер....

0

13

http://www.artweaver.de/index.php?en_version
К вопросу о бакунианских ценностях. Абсолютно бесплатная программа.Совмещает в себе интерфейсы фотошопа и пайнтера,но естественно не имеет части присущих им профессиональных опций. Любой человек владеющий фотошопом освоит минут за 20.
Соответственно в случае если нет денег на мультилицензию фотошопа, то сгодится в качестве программы дополнительной обработки, ну а доводку производить все равно... Пока альтернативы нет.

0

14

Ну что ж, Борис Ойрих молодец. Приятный редактор получился у немцев. Возможность работы со слоями сама по себе делает его привлекательным. Плюс бесплатность, плюс малый вес. За 15 минут беглого знакомства получил немало удовольствия. Огромное спасибо за ссылку!

Ещё одна потребность есть, на мой взгляд, у музеев - в систематизации и удобном поиске изображений (не только музейных предметов, но и фотографий событий, и т.п.). Хорошую возможность поиска предоставляла раньше ACDSee, но теперь она не столько даже подорожала, сколько обросла лишним "жирком", потеряв простоту, стала этаким "комбайном вертикального взлёта". А бесплатный и простой FastStone Image Viewer, увы, не использует БД описаний. DimM, Вам встречались графические менеджеры с реализацией поиска по тексту?

0

15

Практический вопрос:
Как заставить цветной фотопринтер напечатать чёрно-белую фотографию?

0

16

Практический ответ. А какой именно принтер? У каждого из них есть свои настройки и в свойствах печати можно их настроить в том числе и печать в градации серого. Тогда картинка будет идеально черно-белой поскольку остальные краски с гарантией печататься не будут. В случае же если вы печатаете ч-б картинку с установками принтера по-умолчанию черный цвет и градации серого вам будет генерироваться по модели CMYK.Как следствие возможен тот или иной цветовой оттенок.

0


Вы здесь » Форум кафедры Музееведения и Экскурсоведения » Культурологический слой » Инструментарий музейных ИТ. Open-source альтернатива


Создать форум.